Нужно ли изучать грамматику, чтобы овладеть английским языком?


У традиционных преподавателей английского языка на этот вопрос однозначный ответ: «Да».
Скорее всего, из-за того что в советских и постсоветских ВУЗах преподавателей учили языку именно так – сначала препарировав язык на мелкие части, найдя в нем логику и правила, потом соединив эти части в нечто целое. Но это целое, из-за того что английский язык не всегда подчиняется правилам, часто оказывается отличным от оригинала. Этому методу обучения английскому языку есть объяснение - советские люди крайне редко оказывались за границей или общались с иностранцами, поэтому было абсолютно не важно, какой результат получался на выходе. А для общего развития ума такой подход вполне подходил.
В итоге, изучающие английский язык с русскоязычными преподавателями, часто мастерски отличают переходный глагол от непереходного, знают, чем отличаются инфинитив от герундия, но общаться на английском языке они не в состоянии. Если наступает момент коммуникации на английском языке, вся энергия уходит на то, чтобы сформулировать мысль на родном языке, потом вспомнить правила и лексику английского языка, потом лихорадочно собрать их воедино и перевести свою мысль на английский язык.

Отсюда возникает психологический языковой барьер, когда вроде бы человек знает грамматические правила и обладает достаточным словарным запасом, а в общении на английском языке испытывает непреодолимые трудности. У человека появляется ощущение постоянного языкового экзамена, каждая коммуникация вызывает огромное умственное напряжение. В таком случае получить какие-то положительные эмоции от общения очень сложно. В результате приходит нежелание общаться на английском языке и уверенность в том, что освоить его невозможно.

Если вы спросите у среднестатистического англичанина о каких-то грамматических правилах, например, какой предлог стоит использовать в том или ином случае, он задумается над самим словом предлог - «рreposition». А если его спросить про правильное «наречие» или «прилагательное» в том или ином случае, он, скорее всего, спросит, уверенны ли вы что “adverb” “adjective” – это английский слова. Зато он очень четко уловит на слух ошибки в речи, поймет, говорят ли так в английском языке или нет.

Дело в том, что в школах Великобритании грамматика на уроках английского языка не изучается уже лет 30. Упор делается на развитие самостоятельного и творческого мышления у школьников.
Для людей, которых английский язык не является родным, обойтись без изучения грамматики при овладении английским языком, будет сложно. Хотя именно так изучают английский язык дети иммигрантов, попадающие в английские школы с минимальным знанием английского языка. Они усваивают лексику и грамматику в том качестве и количестве, которое они воспринимают от партнеров в общении - учителей и одноклассников. А не изучают ее целенаправленно.

Другое дело, что изучение грамматики даже у тех, кто не имеет возможности ежедневной языковой практики с носителями, должно быть сведено к минимуму и это не должно быть самоцелью. Грамматики должно быть ровно столько, чтобы на этот каркас можно было нанизывать новые слова и ситуации. А основной упор нужно сделать на освоение языковых моделей, часто употребимых паттернов языка и маркеров речи, чтобы ошибки в языке резали слух и подсознательно приходило ощущение, что так не говорят. 

Есть люди, которые блестяще выполняют грамматические упражнения, направляют на них все усилия и учат язык в теории, как математику, например. Понятно, что так можно учить язык только если вы не собираетесь на нем общаться, а просто развиваете память.

Если в момент речи мы будем задумываться над правилом употребления английского глагольного времени Рresent Рerfect, которое «выражает период времени, начавшийся в прошлом, и продолжающийся в настоящем», мы вряд ли когда-либо будем говорить бегло.

Зато, если мы будем изучать язык паттернами, готовыми структурами, мы будем обращать внимание на маркеры времени, с которыми употребляется то или иное время глаголов.
Например, если мы планируем употребить в предложении маркер “ever”, “never”, в нашей голове должна автоматически сформироваться конструкция типа “I have never seen him before” или "Have you ever tried it?" При это не важно, знаем ли мы название этой грамматической структуры – Present Perfect.

 

Оптимальным способом изучения английского языка является обучение в мини-группах с учителями-носителями языка по программам, проверенным временем. Только так вы сможете освоить современный и живой английский язык быстро и эффективно.